Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Октябрьского района г.Минска

Государственное учреждение образования

"Гимназия № 56 г. Минска"

Меню
  • Об учреждении
    • Реализация закона "О борьбе с коррупцией"
    • Режим работы учреждения, общие сведения
    • Руководство гимназии
    • Цель и задачи гимназии
    • Структура гимназии
    • История и традиции гимназии
    • Наши особенности
    • Наши символы
    • Банковские реквизиты
    • Платные услуги
    • Финансовая грамотность и карта учащегося
    • Библиотека
    • Инновационный проект
    • Попечительский совет
    • Гуманитарный проект
    • Устав гимназии
  • Жизнь учреждения
    • Безопасность
    • Учебный год 2022/2023
    • Иностранные языки в гимназии
    • Образовательные программы ЮНЕСКО в гимназии
    • Шестой школьный день
    • "Школа Активного Гражданина"-ШАГ
    • О нас – в СМИ
    • Мероприятия, посвященные 76-летию Великой Победы
    • Каникулы
  • Учащимся
    • 2022 - Год исторической памяти
    • СППС
    • Профориентация
    • Основы безопасности жизнедеятельности
    • Олимпиадное движение
    • Медиаграмотность
    • Дистанционное обучение
    • Исследование PISA в Республике Беларусь
    • Вторичная занятость
    • Лето 2022
    • Выпускник 2023
  • Родителям
    • Советы дефектолога
    • Оздоровление
    • Условия приема в 1 класс
    • Питание
  • Учительская
    • Классному руководителю
    • Учителю-предметнику
    • Советы психолога
    • Первичная профсоюзная организация
    • Педсовет
    • Нормативные акты
  • Одно окно
    • График приема граждан
    • Административные процедуры
    • Образцы заявлений
    • Популярные обращения
    • Вышестоящие организации
    • Телефонный справочник
    • Контакты
    • обращение.бел
  • Сервисы
    • Архив новостей
    • Гостевая книга
    • Результаты опросов
    • Поиск по сайту
  • Вспомнить все. Помнить каждого
  • 2023 год - Год мира и созидания
Главная » Об учреждении » Инновационный проект

Инновационный проект

Название проекта: «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной  подготовки в учреждении образования»

Цель инновационного проекта – совершенствование системы допрофильной подготовки учащихся посредством внедрения модели STEAM-образования.

Задачи инновационного проекта:

  1. Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.
  2. Создать организационно-методическое обеспечение по подготовке педагогов к использованию модели STEAM-образования.
  3. Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение на всех этапах реализации инновационного проекта.
  4. Изучить и обобщить опыт педагогов по внедрению модели STEAM-образования в образовательной среде гимназии.

Сроки реализации проекта: 2019 – 2022 годы

Разработчик проекта: Государственное учреждение образования «Гимназия №56 г. Минска», телефон (017) 396-26-81, e-mail: gymn56@minsk.edu.by

Научное сопровождение проекта: Мещерякова Анжелика Анатольевна, старший преподаватель кафедры современных методик и технологий образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», тел. раб. (8017) 285 78 65, тел. моб. +37529 153 51 49, e-mail: stem.belarus@gmail.com

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществление инновационной деятельности:

  1. Государственное учреждение образования «Детский сад – средняя школа № 4 г. Кобрина» Брестской области
  2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Лунинца» Брестской области.
  3. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 45 г. Витебска».
  4. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 17 г. Орши».
  5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши».
  6. Государственное учреждение образования «Шумилинская районная гимназия-интернат» Витебской области.
  7. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Светлогорска» Гомельской области.
  8. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 28 г. Гродно».
  9. Государственное учреждение образования «Дитвянская средняя школа» Лидского района Гродненской области.
  10. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Дзержинска» Минской области.
  11. Государственное учреждение образования “Гимназия г. Фаниполя” Дзержинского района Минской области.
  12. Государственное учреждение образования «Острошицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Логойского района» Минской области.
  13. Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Борисова» Минской области.
  14. Государственное учреждение образования «Гимназия №10 г.Молодечно» Минской области.
  15. Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г.Слуцка» Минской области.
  16. Государственное учреждение образования «Гимназия № 56 г. Минска».

Обоснование актуальности и целесообразности реализации инновационного проекта «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования»

Образование в Республике Беларусь рассматривается как один из главных приоритетов государственной политики и нацелено на формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года стратегической целью современного образования является «формирование качественной системы образования, в полной мере, отвечающей потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны» [5, с.35-38]: переход к инновационной экономике объективно требует новой парадигмы образования в Республике Беларусь. Формируется постиндустриальное образование, идет процесс перехода к более инновационной его форме – образованию для устойчивого развития, в котором приоритетными направлениями развития деятельности организаторов образовательных практик становятся:

– обновление содержания, структуры и организации образования;

– организация высокоэффективного непрерывного образования в течение всего жизненного цикла;

– укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования;

– улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе.

Ожидаемые результаты внедрения модели: 

В результате внедрения модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки предполагается:

  • рост профессионального уровня педагогов, владеющих современными образовательными технологиями и средствами обучения;
  • повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и иностранного языка;
  • создание в гимназии комфортной образовательной среды, способствующей творческому сотрудничеству педагогов и учащихся;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении;
  • повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся;
  • формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для взрослой жизни;
  • осознанный выбор учащимися профиля обучения по соответствующим предметам;
  • самоопределение учащихся в будущей профессиональной деятельности инженерно-технической направленности, IT-специальностей;

Оценка степени достижения ожидаемых результатов будет осуществляться на основе мониторинга внедрения модели и специально разработанных критериев.

 

СПРАВКА                                                                                                                        о результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования» (файл .doc 1028kb)

Календарный план реализации программы инновационного проекта "Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки обучающихся" на 2021/2022 учебный год  (файл .doc 25 kb)

СПРАВКА
о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования»
за 2020/2021 учебный год (файл .doc 444 kb)

Календарный план реализации программы инновационного проекта "Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки обучающихся" на 2020/2021 учебный год  (файл .doc 21,2 kb)

 

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ STEAM-ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГИМНАЗИЯ №56 Г. МИНСКА»

развернуть

Подготовила: зам.директора по УР Казачёк Т.З.

Добрый день, уважаемые коллеги, Анжелика Анатольевна! Вас приветствует творческая группа участников инновационной деятельности гимназии №56 г.Минска.

Прежде, чем мы представим Вам модель нашей инновационной деятельности, мы прежде всего хотим познакомить Вас с нашим учебным заведением и пусть и виртуально заглянуть к нам в гости. Ну, а кто же, как не учащиеся, как нельзя лучше могут рассказать о своём учреждении. Давайте предоставим им слово.

(видеоролик о гимназии)

А сейчас приглашаем Вас вместе с нами пройтись по нашим школьным коридорам, заглянуть в классные аудитории, почувствовать ту атмосферу, которая царит в нашем учебном заведении.

(ролик о гимназии 2)

Ролик о гимназии снят 2 года назад, поэтому сегодня наша гимназия выглядит еще краше, современнее. Обновлены учебные кабинеты, видоизменён фасад здания, на входе красуется бегущая строка, но не это главное. Главное, что наша гимназия и вчера, и сегодня, и надеемся завтра, это большая дружная семья. Создана гимназия в 2001 году на базе средней школы №56 с углубленным изучением немецкого языка. Сегодня в гимназии обучается 993 учащихся. Образовательный процесс осуществляет высококвалифицированный творческий педагогический коллектив в количестве 81 педагога. 93% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 84%-1 и высшую квалификационные категории, стаж свыше 15 лет присущ 72% педагогов. Средний возраст – 46 лет. Таким образом в составе коллектива сложилось оптимальное соотношение возрастных групп, педагогического стажа, квалификации, позволяющее создавать творческую атмосферу, осуществлять качественный образовательный процесс и даже участвовать в экспериментальной деятельности на уровне республики и внедрять инновации.

Так, гимназия сегодня не только занимает лидирующее положение в Октябрьском районе г.Минска, но и на протяжении многих лет входит в десятку лучших учреждений образования г.Минска. Только за 3 года работы в проекте гимназия подготовила 4 победителя заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Немецкий язык», «Физика»; 43 диплома третьего этапа; обладатель кубка города Минска по немецкому языку (2021 год), диплома 1 степени республиканского конкурса исследовательских работ по английскому языку, 27 дипломов городской научно-практической конференции.7 учащихся и 1 педагог гимназии награждены премией спецфонда Президента РБ по подготовке талантливой и одарённой молодёжи. Ежегодно учащиеся гимназии показывают не только высокие знания на экзаменах, но и на ЦТ по химии, немецкому языку, физике, математике. В 2020 – 12 учащихся стали обладателями золотых медалей, 1 – серебряной медали, а в 2021 – 17 золотых и 1 серебряная медаль. Всё это, безусловно, результат работы всего педагогического коллектива. Кредом гимназии стали слова: от успеха гимназии к успеху в жизни. И здесь, как нельзя, к месту оказалось наше участие в инновационном проекте «Внедрение модели….». Ведь успех в жизни во многом зависит от правильного выбора профессионального пути каждого учащегося. Все мы прекрасно понимали, что школьное знание, поделенное на учебные предметы и уроки по 45 минут, по каждому предмету отдельный учитель, с одной стороны – это бесценная классика, способствующая получению на выходе выпускника с определёнными базовыми знаниями. Но развитие общества не стоит на месте. Оно совершенствуется и требует от системы образования перемен. Сейчас трудно сказать однозначно, какие профессии будут востребованы через 10-15лет, когда из стен школы выйдут сегодняшние первоклассники. Сложно сказать, от знаний каких предметов будет зависеть конкурентоспособность будущих специалистов, однако, с уверенностью можно утверждать, что , чтобы быть успешным в большинстве профессий, необходима интеграция максимального количества навыков, что способность интегрировать знания из различных областей, критическое мышление, креативный подход к решению актуальных задач с применением современных технологий будут востребованы всегда.

Именно поэтому ведущим вектором допрофильной подготовки, в гимназии с сентября 2019г стала реализация инновационного проекта по теме «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».

Целью работы педагогов стало совершенствование системы допрофильной подготовки учащихся посредством внедрения модели STEAM-образования.

Для реализации проекта была разработана модель. Воплощение в жизнь которой, начиналась с малого – гимназия получила от института Гёте мини-компьютеры калиопе-мини. За время работы над проектом удалось усовершенствовать разработанную модель, наметить пути её внедрения на каждой ступени обучения, с учётом максимального вовлечения в данную деятельность всех участников образовательного процесс и постараться их реализовать.

На сегодняшний день актуальными компонентами STEАM-образования, которые внедрены в практику работу гимназии и позволили усовершенствовать модель STEАM-образования стали:

  • урочная деятельность;
  • дополнительное образование и внеурочная деятельность по предмету;

Здесь хотелось бы отметить зарождение в гимназии новых традиций таких как: проведение дня изобретений и открытий, научных квестов «Дорогами изобретений и открытий», стендапов, проектов, фестивалей, конкурсов, таких как «Моё первое изобретение», «Моя первая история с LEGO», «Научная игрушка», , недели STEAM в гимназии, организация деятельности профильного отряда «В мире STEAM-наук» и многое другое.

  • конкурсное и олимпиадное движение по выбранному направлению;

Несмотря на успехи гимназистов в олимпиадном движении в целом, говорить о значительных успехах по таким предметам, как «Математика», «Информатика» не приходится. С 2019г гимназистами завоёван лишь 1 диплом на третьем этапе республиканской олимпиады по учебному предмету «Математика» (учитель Мартысюк Т.М.). Победы гимназистов в многочисленных конкурсах по направлению IT  -это, к сожалению, заслуга не учителей информатики гимназии, а тех центров дополнительного образования учащихся, которые посещают ребята и их собственная инициатива. Несмотря на это, высокой оценки заслуживает успешная деятельность объединения по интересам «Одиссея разума» под руководством учителя английского языка Клементьевой Е.Н. и объединения по интересам «Юный математик» под руководством учителя математики Тодорив Е.А. Значительный вклад в копилку побед вносят также учащиеся начальной школы, ежегодно завоёвывая дипломы в конкурсах «Бобёр», «Инфомышка».

  • организация исследовательской деятельности по предмету (проекту);
  • воспитательная работа (профориентационное направление);
  • информационно-методические и организационно-педагогические условия

Данный компонент реализовался посредством не только сетевого общения и обмена опытом среди нас-участников республиканского инновационного проекта, а также в процессе организации курсовой подготовки педагогов участников инновационной деятельности, участия в международных и республиканских вебинарах, воркшопах и семинарах, проводимых консультантом нашего проекта Мещеряковой А.А., АПО, МГИРО и т.д. Именно это позволило педагогам-инноваторам приобрести опыт педагогической деятельности в определении содержания работы с учащимися, в поиске эффективных форм, методов и приёмов по его реализации, повысить уровень аналитической и исследовательской культуры. За что Вам, Анжелика Анатольевна, в первую очередь, огромное спасибо.

Модель STEАM-образования в гимназии усовершенствовалась с момента начала проекта и выстроилась по следующим направлениям STEАM:

  1. S- Научные лаборатории. Особую роль в организации допрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии имеет организация научной учебно-исследовательской деятельности учащихся посредством организации работы научных лабораторий. В гимназии организована деятельность следующих лабораторий: «Лаборатори юного физика» (4 классы), «Лаборатория юного химика» (7-8 классы), «Лаборатория юного исследователя» (1-9 классы). Учащиеся гимназии благодаря деятельности данных лабораторий юного физика и химика имеют возможность более глубокого знакомства с предметами естественно-научного цикла через проектную деятельность, занимательные опыты, эксперименты. Физика и химия для ребят становятся нескучными. Знакомство с химией и физикой как науками носит практико-ориентированный подход. Детям интересно узнать, как устроен наш мир — почему нельзя совать пальцы в розетку, почему магниты притягиваются к холодильникам, как фокусники поджигают купюры, а они не горят. На эти и еще сотни вопросов ребята получают ответы, причем все практические. Таким образом, ребята начинают проявлять интерес к науке в целом, а уже потом могут выбрать инженерный, естественно-научный профиль или любой другой. Кроме того, ребята учатся работать в команде, брать на себя ответственность, делегировать задачи сокомандникам, презентовать свои проекты и находить ответы на любые вопросы, а эти навыки являются ключевыми для любого специалиста. Так под руководством педагогов дополнительного образования Чудиновой И.И. и Казаковой Ю.В., учащиеся 7-8 классов формируют практические умения и навыки в ходе выполнения химических экспериментов, тем самым повышая интерес учащихся к изучению данного предмета. У учащихся в процессе занятий формируется устойчивый интерес к изучению химических явлений, проведению собственных исследований.  Так в 2021/2022 учебном году учащийся Содько Михаил завоевал диплом на городском фестивале «Познание. Творчество. Открытие» в номинации «За популяризацию идей экологического воспитания».

По физике уже с 4 класса учащиеся знакомятся с электрическими, тепловыми и оптическими явлениями, измеряют силу тока. По результатам опроса, данные занятия ребята посещают с большим удовольствием. Количество учащихся, которые посещают объединение по интересам «Лаборатория юного физика» ежегодно растёт. Так, в 2020/2021 учебном году их было – 18, в 2021/2022 – 28. Ежегодно растет и повышается не только результативность по учебному предмету «Физика», но и успехи гимназистов на олимпиадах. Многие учашиеся гимназии, увлечённые физикой, активно участвуют в олимпиадах, проводимых МФТИ, а затем становятся студентами этого престижного ВУЗа. Так выпускники гимназии, победители заключительного этапа олимпиады – Романовский Николай и Мищенко Александр-ныне студенты Московсих ВУЗов.

Ну а более подробно о деятельности «Лаборатории юного физика» гораздо лучше и интереснее расскажут сами педагоги. Им слово.

(презентация Кравцова В.Н.)

На занятиях Кравцовой В.Н. и Колечёнок Т.А. ребята не только открывают для себя новое, но получают возможность увидеть результат применения своих знаний, что в дальнейшем становится основой для реализации их собственных успешных проектов. Так, работы учащихся Тарасовой Евгении Гравировка на металле», Лютаревича Дмитрия «Оптические иллюзии», Скорынина Андрея «Самокат»  удостоены в 2021 году дипломов 1 степени городского конкурса «Познание и творчество». Представляем Вашему вниманию одну из таких работ

(видео Тарасова Е.)

 «Лаборатории юного исследователя» включает в себя: клуб «Маленькие академики» (1 ступень), научное общество учащихся «Интеллект» (IIступень обучения), а также факультативное занятие «Юные исследователи, или ступеньки на пути к открытию» (3 класс, учитель Казачёк Т.З., 29 учащихся). Клуб «Маленькие академики» - это визитная карточка нашей начальной школы. Быть его членом почётно для каждого учащегося. Клуб имеет свой Устав, герб, значок. Выполнив свои первые проекты, поучаствовав в своей первой конференции и конкурсе «Лучший спикер года», ребята посвящаются в члены клуба. Ежегодно проходит бенефис членов клуба, презентация наиболее удачных работ и делегирование на районный и городской конкурсы «Познание и творчество». В  2021/2022 учебном году сделаны первые шаги в развитии исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов. Гимназистами 3-7 классов только в 2021/2022 учебном году завоёваны 9 дипломов на городском конкурсе исследовательских работ учащихся.

  1. Т- Программирование. Развитие алгоритмического мышления у учащихся происходит эффективнее тогда, когда начинается раньше.

Для учащихся, начиная с 3 класса, организовано обучение программированию в среде Scratch. Третьеклассники успешно составляют программы, демонстрируют собственные проекты. Продолжением работы в данном направлении осуществляется на факультативных занятиях на второй степени обучения в 6-ых классах (14 учащихся, учитель Рудак В.В.). Для данной категории ребят предложены факультативные занятие «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования, который предполагает знакомство с основами анимации, графической мультипликацией. Ребята под руководством Вероники Витальевны не только создают собственные проекты, но и игры, тренажёры по учебным предметам, мультфильмы. Опытом работы по обучению программированию юных гимназистов поделится учитель математики Рудак В.В.

(Презентация Рудак В.В.)

Учащиеся 5-ых классов под руководством педагогов дополнительного образования Солохова А.А. и Ахремовой О.Д., знакомятся  с основами проектной деятельности, с микроконтроллером Calliopemini, а также базовыми приёмами программирования на занятиях объединение по интересам «Проект с  Calliopemini».

Учащиеся же 7-ых классов (6 учащихся) под руководством Кашкан М.В. осваивают программу факультатива «Основы алгоритмизации и программирования».

(презентация Ахремова О.Д.)

  1. Е- Конструирование и моделирование. Работа в данном направлении велась лишь в направлении бумажного моделирования на факультативных занятиях «Творческие мастерские» во 2-3 классах и, как продолжение на II ступени обучения, на занятиях объединения по интересам «Творческая мастерская» под руководством Благовещенской Т.В.

Опытом работы в данном направлении поделится учитель начальных классов Черепович О.О.

(Презентация Черепович О.О.)

Занятия в творческой мастерской становятся для ребят своеобразным стимулом для создания собственных проектов и демонстрации их на районном, городском уровнях. Так учащихся 3 “В” класс в 2021/2022 учебном году завоевал диплом 1 степени на городском конкурсе “Познание и творчество” за  проект «Светодиодный 3D-куб»

(Ролик “Светодиодный куб”)

  1. А- Дизайн. В нашей гимназии обучение данному направлению начинается со 2 класса. Так для учащихся 2-ых классов открыт факультатив «Компи-Арт»., о котором Вы уже слышали от Вероники Витальевны.

Но ведь Арт-территория-это и сама гимназия. Преображение холла, учебных кабинетов, коридоров к Новому году или новому времени года-это в гимназия творческая совместная мастерская педагогов, учащихся и их родителей.

АРТ-это ещё и языки. Наряду с немецким, гимназисты уверенно владеют и английским языком, участвуют в конкурсах ораторского мастерства «Виват, оратор!», «Спикер года», дебатах, конференциях по моделированию ООН «OCTOMUN», исследовательских проектах ECOS на английском языке.

Особо хочется отметить участие гимназистов в фестивале креативного мышления «Одиссея разума». Данное направление весьма актуально, особенно в свете участия Беларуси в Pisa. В гимназии создано объединение по интересам с одноименным названием для учащихся 8-ых классов под руководством учителя английского языка Клементьевой Е.Н. На протяжении уже трёх лет команда успешно выступает на городском и республиканском уровнях. В 2021 году – команда гимназии, одна из трёх команд в республике, – впервые приняла участие в международном этапе., где заслужила высокой оценки международного жюри.

  1. М- Математика. Гибкость ума, нестандартность мышления учащиеся гимназии развивают на факультативных занятиях, платных занятиях и занятиях в объединениях по интересам. Так в 2021/2022 учебном году организованы 11 факультативных занятий, 8 объединений по интересам. В общей сложности их посещают 375 учащихся 1-4 классов. Имеет продолжение данная работа и на II ступени обучения. Гимназия уже много лет сотрудничает с Юни-центром БГУ. Преподаватели и студенты БГУ ежегодно организуют занятия для учащихся гимназии, проводят семинары, вебинары по обучению педагогов, а также осуществляют помощь в подготовке гимназистов к конкурсу «Юный математик», конкурсу исследовательских работ учащихся. На базе гимназии даже открыт музей БГУ. Работа в этом направлении оказалась весьма успешной в гимназии. Три года назад, когда мы создали команду учащихся 5-ых классов для участия в турнире, то мы не смогли пробиться в финал международного этапа конкурса. Но ребята, совместно с Тодорив Е.А. целенаправленно шли к цели. И результат очевиден. В прошлом году-поощрительный отзыв, в 2022- диплом 3 степени. Теперь учащиеся легко щелкают исследовательские задачки по математике, участвуют в математических боях, демонстрируют свои исследования в области математики на разных уровнях.

STEAM-подход предлагает ряд принципов, способствующих повышению интереса и качества изучения учебного предмета: установление межпредметных связей, практикоориентированность, участие в командной работе и проектный подход, высокая степень самостоятельности ребёнка, использование всевозможных средств для достижения цели проекта. Именно поэтому особое место в работе над проектом было отведено реализации подходов STEAM в урочной деятельности. И если на начальном этапе педагоги гимназии изучали данные подходы теоретически (был организован постоянно-действующий семинар), то сейчас мы от теории перешли к практике. Накануне педагогического совета, опытом работы в данном направлении поделились Петровская О.И., Тодорив Е.А., Жванская А.А. и Шемонаева С.В.

Урок Елены Александровны Тодорив по теме «Применение формул длины окружности, представление развёрток объёмных тел в моделировании STEAM» был практико-ориентированным. Ребятам совместно с педагогом удалось разработать развёртки объёмных тел в графическом редакторе на компьютерах, а потом изготовить их в процессе урока, проявив не только математические навыки, навыки моделирования, но и творческий, креативный подход и межпредметные связи. А на уроке биологии в 10 классе учащиеся умело применили математическое моделирование для решения экологических задач. Знакомство с достопримечательностями Америки, благодаря использованию сервиса, yandex.com.maps и умению применить математические знания на практике, помогло учащимся 11 класса под руководством учителя английского языка Шемонаевой С.В. создать свои собственные уникальные маршруты путешествия по стране.

Следует отметить и продуктивный опыт внедрения проектно-исследовательских методов обучения и технологий STEАM-обучения педагогами гимназии на 3 ступени обучения в профильных классах группах. Умелое применение метода учебных проектов на уроках истории и обществоведения учителем Макеенковой Е.Д. и, как следствие, диплом 1 степени учащейся 11 класса Алины на международной конференции по теме «Великая Отечественная война». Использование странички в инстаграмм с целью популяризации предмета «Химия» среди учащихся учителем Казаковой Ю.В.

О том, как реализует данный подход на своих уроках и во внеурочной деятельности, расскажет учитель истории и обществоведения Петровская О.И.

(презентация Петровской О.И.)

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется отметить, что несмотря на то, что в процессе реализации инновационного проекта, нам удалось столкнуться с теми рисками, которые мы и предполагали: смена кадрового состава, отсутствие материальной помощи со стороны руководства района, пандемия, отсутствие необходимых специалистов и другое, нам всё же многое удалось сделать в проекте и есть над чем работать. Мы всё еще полны надежд на  создание на базе кабинета информатики гимназии STEAM-центра, объединяющего вокруг себя учащихся разных возрастов и способствующего развитию у учащихся гимназии компетенций 21 века. А значимость и актуальность данного проекта для нас, для города, дл респуюлики мы оценили уже сейчас. Мы счастливы, что разбудили в наших детях, да и у педагогов, пытливость, инженерный, нестандпртный, проектно-исследовательский стиль мышления.

Спасибо за внимание!

Программа вебинара (файл откроется в новом окне)

Презентация (файл откроется в новом окне)

 

свернуть

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

развернуть

Черепович О.О.,

учитель начальных классов

Цель: развитие и реализация индивидуальных задатков и способностей учащихся в области художественного конструирования, используя преимущества STEАM-технологии.

Основная идея STEАM-технологии — это синтез междисциплинарного и прикладного подходов. Последний определил выбор факультатива «Творческие мастерские» как основной формы организации дополнительного образования по внедрению модели STEАM-образования в начальных классах гимназии.

В последующем я стала ещё использовать мероприятия шестого школьного дня. Что имело большой успех у учащихся класса.

Считаю, что наиболее продуктивно проводить подряд два часа факультатива раз в неделю.

Факультатив «Творческие мастерские» очень органично вписывается в учебное пространство STEАM ведь помимо науки, технологий, инженерного дела, математики, там есть важная составляющая — Art — искусство. Что позволяет расширить состав учащихся. Таким образом, ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в естественных науках, могут творчески оформлять и иллюстрировать проекты, изучаемые на занятиях. Также позволяет привлечь больше девочек.

Художественный (творческий) компонент необходим, так как у детей младшего школьного возраста небольшая продолжительность концентрации внимания. Чтобы удержать внимание на объекте изучения, надо сделать его веселым и интересным, ярким и нужным.

Изучая опыт коллег, использующих STEАM-технологии в начальной школе, поняла, что большинство занятий похожи на научные эксперименты для детей, но дети не просто наблюдают, а сами включаются в создание объекта исследования своими силами, с помощью взрослых, творчески оформляет результат. Что воспитывает у детей любовь к исследованиям и открытиям.

На занятиях факультатива «Творческие мастерские» на первом году экспериментального проекта дети активно приобретали навыки работы с плоскостным материалом (бумагой, картоном), превращая его в объёмные формы, овладевали способами конструирования, формообразования, закрепления частей, оформления. У детей развивалась помимо практических навыков наблюдательность, умение видеть необычное в обычных предметах, эстетический вкус. Ребята учились планировать свою деятельность: задумывать образ будущей поделки, искать средства воплощения своей задумки.

На втором году занятий сам процесс создания поделки уже не составлял трудностей, стало актуальным усовершенствовать среду обучения, обеспечить её интересным дополнительным учебным материалом, который бы вызывал любопытство у детей.

Занятия стали строиться как небольшой проект:

- выбирался объект исследования,

- подбирался интересный материал о нём,

- практическая работа (изготовление модели объекта) своими силами, творческое оформление,

- обсуждение его практической значимости.

При выборе темы занятия (мини проекта) использовался материал основ различных наук (физики, химии, астрономии, геометрии). Поделки математической направленности использовались как наглядный материал на математическом факультативе. вот несколько тем занятий: «Рука из бумаги с подвижными пальцами», «Оригами светлячки из бумаги», «Разноцветный вулкан из пены», «Построение развёртки куба» (объёмные геометрические фигуры), Книжка-раскладушка «набор геометрических фигур», «3-D конструктор из пластилина и зубочисток» и др.

STEАM — междисциплинарные мероприятия, которые обучают детей научному и проектному мышлению, помогают детям увидеть применение своих знаний в реальном мире.

Презентация (файл откроется в новом окне)

свернуть

ПРОЕКТ С CALLIOPE MINI

развернуть

Учитель информатики Солохов Анатолий Алексеевич

Учитель немецкого языка Ахремова Оксана Дмитриевна

Наша гимназия в данном проекте уже третий год. Как и все новое начинать было страшно. В голове было множество вопросов: С чего начинать? С какими классами? При чем тут немецкий?

Начинать решили с 7-ми классами. Кто-то пришел к нам из-за немецкого, кто-то хотел освоить азы программирования. Некоторые учащиеся пришли к нам уже с базовыми знаниями по программированию, некоторые начинали с нуля. Однако из-за ограниченных возможностей микроконтроллера в следующем году данные учащиеся не изъявили желания продолжить обучение.

На следующий год решили попробовать с 6-ыми классами. Так как среди желающих были изучающие английский язык, группа получилась комбинированная. Мне как учителю немецкого языка, нужно было учитывать это при отборе языкового материала для занятий. В итоге: к концу учебного года изучающие в качестве основного языка английский овладели минимальным набором лексических единиц немецкого языка по определенным темам, могли составлять простые повествовательные и вопросительные предложения (напр.: представиться, рассказать о своей семье, увлечениях, учебе в школе, предпочтениях в еде и т.п.). Но в дальнейшем от идеи «двуязычной» группы мы решили отказаться.

В этом учебном году мы работаем с 5-ыми классами. Это выбор (на сегодняшний день) оказался самым удачным. У ребят практически одинаковый уровень языковой подготовки, программированием раньше занимались только два человека. В силу возрастных особенностей (любопытства) каждый проект вызывает огромный интерес, желание попробовать что-то новое. Ребята данной возрастной категории не считают себя «слишком взрослыми» для таких проектов, как было в случае с семиклассниками.

Несколько слов о том, как мы работаем, как выглядит структура нашего занятия.

При планировании занятия мы с моим коллегой обсуждаем какие-то технические моменты предстоящего проекта, идеи его воплощения, чтобы я подобрала соответствующий языковой материал, а Анатолий Алексеевич подготовил «подсказки» – набор блоков для написания программного кода и готовый вариант программы. На самом занятии любой проект сначала обсуждается вместе (какие блоки необходимы, какие условия должны выполняться и т.п.), а затем выполняется индивидуально. Об «эволюции» знаний наших учащихся свидетельствует тот факт, что в начале учебного года этими подсказками до написания программы пользовались практически все. На сегодняшний день многие даже не участвуют в совместном обсуждении, т.к. хотят проверить себя. И только в случае затруднений обращаются за помощью к учителю.

На наших занятиях ребята всегда получают «базовое» задание, которое необходимо выполнить. А потом наступает время для «полета мыслей», т.е. для развития креативности, творческих способностей. Что я имею в виду? Например: мы работаем над проектом «Светофор». Базовое задание: написать программный код для воспроизведения светового сигнала светофора в следующей последовательности «красный –желтый – зеленый – желтый – и т.д.», который передается светодиодом микроконтроллера. Чем же «базовую» версию дополнили наши «юные программисты»:

  • звуковым сигналом (аналог светофора для слабовидящих/слепых)
  • обратным отсчетом
  • изображением человечка, когда горит зеленый свет
  • изображением запрещающего знака («х»), когда горит красный свет
  • кто-то попытался изобразить идущего человека и др.

Сегодня мы хотели бы поделиться некоторыми нашими идеями, проектами.

  1. Calliope mini – игральная кость
  2. Calliope mini - сигнализация
  3. Гирлянда для новогодней елки из Calliope mini
  4. Проект «Не трогай меня!»

Подводя итог всему выше сказанному, следует еще раз отметить, что данные занятия не только обучают ребят программированию, расширяют словарный запас по немецкому языку, но и развивают творческие способности, логическое мышление, укрепляют межпредметные связи, порождают здоровую конкуренцию, пробуждают желание пробовать что-то новое, воплощать свои идеи в реальность.

Презентация (файл откроется в новом окне)

свернуть

ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ФИЗИКА

развернуть

Кравцова Ванда Николаевна, Колечёнок Татьяна

Анатольевна, учителя физики, педагоги

дополнительного образования  высшей категории

Современный этап развития белорусского образования выдвигает в качестве главной задачи воспитание деятельной, самостоятельной и компетентной личности, способной к творчеству.

Решение данной задачи возможно лишь при условии целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников.

Исследовательская компетентность - совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса. 

Важную роль в формировании исследовательских компетенций учащихся играет STEAM-подход, который дает учащимся возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.

Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEAM-образования.

Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Важную роль в STEAM-образовании играют знания физики. Мы создали программу объединения по интересам «Лаборатория юного физика».

Опережающее изучение физики создаёт условия для значительного повышения эффективности межпредметных связей, для осознания взаимосвязи наук и места физики в естествознании. При изучении физики сведения из других областей естествознания способствуют конкретизации общих понятий, а также иллюстрации применения физических знаний в этих областях, иллюстрации общности физических законов и теорий.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие аналитического мышления ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). Систематически занимаясь физическим экспериментом, можно улучшить многие важные качества такие как, пространственное мышление, образное представление, логику, зоркость глаза, моторику рук, внимательность и усидчивость.

Актуальность и новизну программы отражает ее ведущая идея формирования у учащихся чётких представлений о физике, как науке о природе, изучения физических представлений о явлениях природы, понимания физических терминов, различных теорий и исследовательских проектов.

В основу программы объединения по интересам «Лаборатория юного физика» положен принцип последовательности. Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 10-11 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.

Для формирования интереса учащихся 4 класса к изучению предмета и стремления к его пониманию, развития внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, необходимо большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ, использование рисунков различных явлений и игровых ситуаций, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение занятий и лабораторных работ. С первых занятий особое внимание необходимо уделить практике: учащиеся сами будут изготавливать прикладные проекты – модели различных физических приборов, создавать компьютерные презентации своих моделей для представления их на различных конкурсах по техническому творчеству.

Отличительной особенностью этой программы является то, что изучение материала  идёт на уровне осязания, так как практически каждое занятие предусматривает проведение опытов, лабораторное исследование. Проведение небольших исследований, лабораторных работ позволяет ребёнку научиться наблюдать, анализировать, делать выводы.

При отборе содержания каждой темы программы главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут дети.

Методическое обеспечение программы основывается на системе демонстрационных и лабораторных исследований, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают ряд умений по технике проведения эксперимента, умение анализировать полученные результаты, ставить научные эксперименты и изготавливать прикладные проекты

По каждой теме предлагается проведение ряда фронтальных практических работ, наблюдений, исследований, а так же самостоятельные лабораторные работы в качестве контроля за усвоением изученного материала.

Проблема обеспечения лабораторных работ курса наглядным материалом успешно решена с помощью мультимедиа. В качестве приложения к программе по курсу «Физика вокруг нас»  разработано  мультимедийное сопровождение занятий и  лабораторных работ программы.

Применение мультимедиа технологий и использование в презентациях анимационных эффектов дают возможность привлечь внимание учащихся, развить их познавательную активность.

Программа  курса  предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 70 учебных часов: (2 часа в неделю).

Проекты: Изготовление фонтана Герона; Изготовление водяного барометра и опыты с ним; Изготовление игрушки «Картезианский водолаз»; Изготовление моделей термометров со шкалами Фаренгейта, Кельвина, Рюмера; Изготовление прибора для борьбы со статическим электричеством; Изготовление картины-макета магнитного поля; Изготовление калейдоскопа; Лунная станция.

Презентация (файл откроется в новом окне)

свернуть

SCRATCH ДЛЯ ЮНЫХ ГИМНАЗИСТОВ

развернуть

 Рудак Вероника Витальевна

учитель математики

                                                       ГУО «Гимназия №56 г.Минска»

В настоящее время наблюдается технологическая революция: высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании. STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Работу в инновационном проекте я веду по средствам проведения факультативных занятий. Которые можно разделить на 2 блока: Арт-лаборатория (факультатив во 2-х классах «Компиарт») и программирование (факультатив в 3-х классах «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» и в 6-х классах «Пропедевтика основ алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования SCRATCH»). Давайте более подробно остановимся на ниих.

КомпиАрт». Учебная программа данного факультатива построена так, что учащиеся познают компьютерную графику как современное направление развития искусства. Теоретическое содержание занятий разделено на материал, касающийся изобразительного искусства, и материал, касающийся компьютерной графики. Все практические задания выполняются на компьютере. Так же на занятиях я стараюсь приобщать учащихся к искусству, расширять представление о значении искусства в жизни человека и конечно же знакомлю их с простейшим графическим редактором Paint. Его инструментами, основными командами и действиями, а также выразительными возможностями. На занятиях углубляются знания о выразительных средствах искусства, приемах создания декоративных изображений через художественное творчество на компьютере.

«Творческая деятельность в среде программирования Scratch». На данном факультативе я использую практико-ориентированный метод обучения по принципу «От практики к теории», который заключается в том, что инструменты среды программирования Scratch, а также основы алгоритмизации и программирования на занятиях изучаются на практических примерах реализации отдельных функциональных возможностей учебного проекта или программы, без детальных теоретических объяснений. Таким образом у учащихся формируется практические навыки и доступные для понимания представления о требуемом результате. Каждое наше занятие делится на две части:

  • Дидактические игры и упражнения, разработка сценария проекта, моделирование, планирование деятельности
  • Работа в среде программирования Scratch непосредственно на компьютере. Для снятия утомляемости обязательные физкультурные паузы.

Предусматривается как индивидуальная, так и групповая работа. Да и вообще занятия проводятся в игровой форме для того, чтобы больше заинтересовать учащихся.

«Пропедевтика основ алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования SCRATCH». Занятия данного факультатива организуются в форме урока, включающего изучение теоретического материала и его практического применения. Я провожу демонстрацию работы готовой программы, затем учащиеся конспектируют теорию и приступают к практическому выполнению заданий на компьютере. В ходе наших занятий проводятся краткие тестовые опросы по знанию команд среды программирования Scratch. Так же используется принцип непрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. Работа основывается на создании проектов. Ребята очень любят реализовывать сои идеи на практике.

Благодаря этой базе мы вместе с учащимися принимаем участие в конкурсах и научно-практических конференциях. Сейчас я представлю вам несколько наших работ. «Использование среды программирования Scratch для решения математических задач» Вы видите 2 проекта. Проект 1. «Вычисление площади и периметра прямоугольника»Для создания данного проекта был подготовлен фон, на котором изображён прямоугольник со сторонами a и b и формула площади прямоугольника в буквенном выражении. Программа запрашивает длины сторон a и b прямоугольника, а затем выдает результат – его площадь.Проект 2.«Периметр и площадь треугольника»

Программа для нахождения площади написана, основываясь на формулу Герона. Хоть ребята её ещё не знали. Я их познакомила с ней. Прописываем условия, при которых треугольник с заданными сторонами существует.Если иначе, на экран выводится сообщение «Треугольник не существует».

Конкурс интерактивных апплетов по учебному предмету «Математика». Учащиеся сами выбирали тему по математике, придумывали диалоги персонажа, искали задачи и программировали.

На конкурсе исследовательских работ, учащихся мы представляли работу «Создание игры «Belarusstory» посредством среды программирования Scratch». Данный проект имел практическую значимость, которая заключается в том, что разработанная игра может быть использована на занятиях по истории для учащихся.Игра по истории Беларуси «Belarusstory» представляет собой викторину с вопросами, на которые дается несколько вариантов ответов. Примечательным является то, что играть в двух режимах: легком и трудном.Интерфейс программы выполнен в белорусском стиле, что соответствует тематике и способствует развитию гордости за свой народ, страну.Игра построена в форме диалога с играющим. В качестве персонажей выбраны мальчик и девочка в белорусской национальной одежде. Игра выполнена в позитивном ключе: мальчик и девочка желают удачи в начале игры, знакомятся с играющим, в случае правильного ответа поощряют словами: «Молодец!», в случае неверного ответа предлагают подумать. За правильные ответы начисляются баллы, которые в конце игры можно потратить на покупку одежды для редактирования персонажа. В каждом уровне 5 вопросов и они касаются истории Беларуси, изучаемой в VII – VIIIклассе. Эту игру можно использовать не только на уроках истории, но и во внеклассной работе с теми, кто интересуется и любит свою историю.

Но что бы учить детей, учитель и сам должен учится. Я стараюсь проходить онлайн-курсы, интернет-конференции и вебинары. Это онлайн-курс «Scratch для начинающих» в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность», международная научно-практическая онлайн-конференция“ИИ для каждого”, онлайн марафон «Будущее с искусственным интеллектом доступно каждому» и на этом не останавливаюсь и всегда иду дальше. Спасибо.

Презентация (файл откроется в новом окне)

свернуть

STEAM-ПОДХОД НА УРОКАХ ИСТОРИИ

развернуть

 Петровская Ольга Ивановна

учитель истории и обществоведения

                                                       ГУО «Гимназия №56 г.Минска»

 

 STEM/STEAM-образование  в современном мире является весьма актуальным.

В информационную эпоху прежние образовательные подходы не всегда актуальны, ребёнок теряет интерес к изучаемому предмету, снижается качество усвоения учебного материала, падает успеваемость.

При анализе работы по итогам 2019/2020 учебного года было выявлено падение качества знаний учащихся по истории и снижение результативности участия в конкурсах и олимпиадах по предмету. Встал вопрос: «Что мешает моим учащимся достигать высоких результатов и что я могу сделать для решения этой проблемы?» Моим руководителем - Татьяной Зеноновной, была поставлена задача на следующий учебный год - уделить больше внимания работе по формированию компетенций учащихся. В то же время было необходимо использовать новые технологии и приёмы для достижения этой задачи.

 STEAM-подход при изучении итории, даёт возможности не только для стимулирования учащихся к изучению предмета, но и способствует формированию и развитию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Эти компетенции формируются при определённой степени самостоятельности учащихся при решении познавательных задач, но в то же время участие в командной работе и проектный подход даёт возможность для развития навыков учащихся, необходимых им для изни в современном обществе.

Направления использования STEM/STEAM- похода на уроке истории

- Изготовление поделок (5-6 класс)

- Конструирование макетов (7 класс. Класс делится на 3-4 группы. Часть учащихся занимаются конструированием, часть группы делает паспорт объекта, часть группы – критики, ищут несоответствие и задают вопросы)

- Презентация открыток и буклетов. Буклет 10 кл. «Древние Афины», открытки   7 – го класса «Минская ратуша вчера и сегодня».

- Разработка квестов, онлайн-экскурсий. Презентация интерактивной карты для онлайн-экскурсии по Октябрьскому району

- Создание сайтов.

Поскольку, одним из направлений моей работы с учащимися является использование в образовательном процессе возможностей музейной среды.  Возникла идея создать сайт, на котором будет собран необходимый перечень музеев города в соответствии с учебными программами и возрастными особенностями учащихся, будут предложены материалы для учителей и учащихся для наиболее продуктивной работы в музее. При использовании STEAM-подхода на уроках истории и во внеурочное время учащиеся 7 -10 – х классов создают продукт, который буде использован для наполнения сайта.

Также в процессе решения поставленных задач, для создания викторин и заданий мои учащиеся используют  сервис LearningApps.org. Тестовые задания, разработанные для  Google Classroom, разработанные моими старшими учащимися на уроке можно использовать как очно на любом этапе урока, так и в качестве домашнего задания для учащихся младших классов. Такие задания позволят развить навыки работы с компьютерными технологиями, требуют от учащихся применять полученные ранее знания в новых условиях,  заставят обобщать и анализировать полученные знания для применения  их на практике.

С помощью сервиса Genially можно создавать интерактивные плакаты, а  готовый продукт можно опубликовать на сайте, в социальных сетях или  поделиться ссылкой. Genially позволяет организовать работу нескольких учащихся одновременно, что важно для формирования навыков совместной работы. Genially – инструмент для создания презентации или коллажа, можно использовать для работы совместно с приёмом «История одной картины» уже в качестве задания для высокомотивированных учащихся.

Перечень  online-сервисов в процессе работы со  STEAM- технологиями  расширяется (online-сервис для создания кроссвордов «Фабрика Кроссвордов», сервисы для создания инфографики, QR-кодов, облака слов на слайд), что несомненно позволяет учащимся формировать и развивать умения представлять итоги своей работы с помощью информационно-компьютерных технологий. Для организации  работы учащихся при использованиии STEM/STEAM-подхода на уроках истории, для размещения учебных материалов и результатов их деятельности был выбран  online-сервисе netboard.me, который ещё и  помогает учащимся взаимодействовать друг с другом.    

При работе на урок можно использовать в своей работе технологии: «Перевёрнутый урок» и «Образовательное путешествие». Не следует забывать, что для учащихся старших классов можно составить задания включающие элементы исследования: постановку проблемы, выдвижению гипотезы, её проверке и поиску фактов, её подтверждающих.

          Хотелось бы поделиться опытом использования моделирования исторических ситуации на примере урока обобщения по истории Беларуси в 7-м классе. «Белорусские земли во в.п.XVI –п.п. XVIII вв». Это был урок-образовательное путешествие.

          Перед учащимися была смоделирована ситуация – необходимо восстановить интерьеры Несвижского замка после Северной войны. Для работы были предложены заготовки лэпбуков.

 Класс заранее был разделён четыре группы. Учащимся трёх групп были выданы задания: создать интерьеры гостиной, столовой и библиотеки. Владельцем замка им были отправлены письма с конкретными пожеланиями и деньги. Четвёртая группа представители торговых, ремесленных организаций, мануфактур и художников, которые прорекламировали свою деятельность, рассказали о ценах и сроках изготовления товаров. В дальнейшем учащиеся трёх групп должны были совершать покупки, делать заказ портретов, рассчитывать время на доставку товаров из Европы, следить за балансом денежных средств. После оформления интерьера одна группа представляли свою работу, другие группы должны были по списку проследить о правильности выполнения этой группой задания. Домашним заданием для учащихся было – информативное наполнение лэпбука.

Немаловажным фактором успешной работы было: знание изученных тем, умение использовать знания по математики, проявлять фантазию, навыки групповой работы, умение презентовать результаты своего труда и работы своей группы.

Ожидается, что благодаря STEAM-подходу на уроках истории, учащиеся будут активными участниками процесса, что позволит им совершенствовать умения и навыки работы с разными источниками информации, развить критическое мышление и навыки работы в нестандартных условиях, что, несомненно, положительно отразится на результативности учебной и внеклассной деятельности по предметам «Всемирная история» и «История Беларуси».

Мне, как учителю заметно, что есть положительные результаты: повысилась не только познавательная и творческая активность уащихся, но и уровень учебных достижений и результативность участия в олимпиадах и конкурсах по предмету.

Общую картину уровня сформированности учебно-познавательных компетенций дополнил анализ учебных достижений учащихся по истории, их включённость в конкурсное и олимпиадное движение по итогам 2021/2022 учебного года.

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Развитие STEM-подхода и STEM-центров в Беларуси [Электронный ресурс] / Образование для будущего. – 2020. – Режим доступа: http://edu4future.by/project/razvitie-stem-podhoda-i-stem-centrov-v-belarusi. – Дата доступа: 11.04.2022.  
  2. STEM-центры [Электронный ресурс] / Минский областной институт развития образования. – 2020. – Режим доступа: https://moiro.by/направления/it-парк/stem-центры. – Дата доступа: 13.02.2021.

Презентация (файл откроется в новом окне)

свернуть

ЧТО ТАКОЕ STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ?

развернуть

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S - science, T - technology, E - engineering, A - art и M - mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

По данным статистики, уровень спроса на STEAM-профессии с 2011 года возрос на 17%, в то время как спрос на обычные профессии возрос всего лишь на 9,8%, что говорит о большой востребованности данной системы образования во всем мире. Но с чем же связан такой высокий спрос? Во многих странах STEAM-образование в приоритете по некоторым причинам:

  • В ближайшем будущем в мире и, следовательно, в России будет резко не хватать инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и т.д.
  • В отдаленном будущем у нас появятся профессии, которые будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нанотехнологиям.
  • Специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Интегрированное обучение

Так чем же отличается данная система образования от традиционного способа обучения наукам? STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Обучающиеся по этой программе, помимо математики и физики, изучаютробототехнику, на которой программируют и конструируют собственных роботов. На занятиях используется специальное технологическое оборудование.

На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления:

  • Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады.
  • Язык науки - английский язык. Если хочешь изучать науку и быть учёным - нужно знать этот язык.
  • Нужны программы STEAM-образования для девочек. Девочки в науке, благодаря своей аккуратности, могут сделать то, что не под силу мальчикам.
  • Science is fun! Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.

Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий - за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями “взорвать мозг” ученикам и расширить их кругозор до бесконечности. Будущее зависит от Великих Учителей STEAM!

 

свернуть
Ещё в этом разделе
  • Об учреждении
    • Реализация закона "О борьбе с коррупцией"
    • Режим работы учреждения, общие сведения
    • Руководство гимназии
    • Цель и задачи гимназии
    • Структура гимназии
    • История и традиции гимназии
    • Наши особенности
    • Наши символы
    • Банковские реквизиты
    • Платные услуги
    • Финансовая грамотность и карта учащегося
    • Библиотека
    • Инновационный проект
    • Попечительский совет
    • Гуманитарный проект
    • Устав гимназии
© ГУО "Гимназия № 56 г. Минска",

220039, г. Минск, ул. Воронянского 11/2
Телефон: 8(017) 377 95 13
Электронная почта: gymn56@minskedu.gov.by

Регистрационное свидетельство № 1141101632

  • Гостевая книга
  • Карта сайта
  • Контакты
Яндекс.Метрика
ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ