Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Октябрьского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Гимназия № 56 г. Минска"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Октябрьского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Гимназия № 56 г. Минска"
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.
Марк Твен
Как найти общий язык с подростком?
Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка.
Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой.
Подростки не могут ничего из того, что могут дети (болтаться без дела, весь день играть, не планировать свое будущее, быть безответственными...), а должны все то, что должны дети (слушаться, отчитываться, подчиняться взрослым...).
Подростки не могут ничего из того, что могут взрослые (гулять всю ночь, решать, чем заниматься...), а должны делать все то, что должны взрослые (быть ответственными, планировать будущее...).
Поэтому самая главная задача каждого ребенка - узнать, какой он сам, а каждого родителя - дать ему это понять.
Всегда помните, что подросток находится в некомфортном для него мире: он только сделал первый шаг из привычного окружения детства в огромный и чужой мир взросления. Пока он «завис» между этими двумя измерениями, он как никогда раньше нуждается в вашей помощи и понимании. Следующие советы помогут вам установить контакт с подростком и помочь ему вырасти уверенной в себе, сильной и зрелой личностью.
Вам понадобятся знать восемь «волшебных» слов, которые связывают родителей и детей и делают их отношения более близкими и позитивными:
© умение прощать, © доверять, © благодарить, © ценить, © извиняться, © уважать, © быть смелым! © И восьмое слово — Завтра: в отношениях могут быть трудные моменты, но они пройдут.
Пять советов, как показать ребенку свою поддержку: ~ Демонстрируйте свою заинтересованность в том, чтобы помочь, не пытаясь при этом руководить. ~ Чтобы сохранить спокойствие и помочь ребенку, отделяйте свои чувства от чувств своего ребенка. ~ Поделитесь с ним историей о похожей ситуации в Вашей жизни. ~ Спросите ребенка, хочет ли он получить Ваш совет. ~ Поддерживайте в Вашем ребенке уверенность в себе.
Что делать в том случае, если Вы задаете вопросы, а в ответ слышите плохие новости: ~ Демонстрируйте ребенку, что Вы сможете справиться со всем, о чем он Вам расскажет. ~ Действуйте вместо того, чтобы реагировать! ~ Вместе работайте над поиском решения. ~ Похвалите ребенка за усилия, которые он продемонстрировал, когда пришел к Вам поговорить.
Проблема конфликта в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов (противоречие в желаниях): ~ желание быть взрослым - отрицание ценностей окружающих взрослых; ~ ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности; ~ желание быть «как все» - глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности; ~ половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме; ~ влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения. Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.
Как разрешать конфликт с подростком:
~ Говорите спокойно и твердо.
~ Не злитесь. Когда сердитесь, возьмите «тайм-аут».
~ Делайте паузы в разговоре, чтобы дать ребенку высказаться. Позвольте подростку выразить свой гнев, но пусть он делает это в своей комнате.
~ Откажитесь от той модели поведения, которая неэффективна.
~ Когда обсуждаете с подростком то, что нужно изменить, откажитесь от «Ты-высказываний» в диалоге с ним.
~ Учите его поступать по-другому, не споря с ним.
Откройте для подростка - где «заканчиваетесь» Вы «начинается» он. ~ Помогите ребенку взять ответственность за свои мысли, чувства и за свое поведение.
~ Выработайте у него навыки грамотного поведения в опасных ситуациях, чтобы он мог сам с ними справляться.
~ Поощряйте его желание стать самостоятельным.
~ Научите его отказывать, сказать «НЕТ», если он сталкивается с сильным давлением.
~ Не воспринимайте поступок ребенка как направленный персонально на Вас.
Пять советов, как воспитывать у подростка моральную ответственность:
~ Когда Вы даете обещание и выполняете обещанное, Ваш ребенок видит надежность и порядочность.
~ Когда у Вас есть мужество поступать правильно, Ваш ребенок испытывает доверие и уважение к Вам.
~ Когда Вы выражаете сочувствие тем, кому не очень повезло, Ваш ребенок видит эту заботу и учится сопереживанию.
~ Когда Вы быстро прощаете, Ваш ребенок видит сочувствие и понимание.
~ Подчиняясь законам и правилам, Вы формируете его гражданское сознание.
Как найти путь к сердцу Вашего подростка:
~ Уважайте потребности Вашего ребенка в частной жизни и своем пространстве. ~ Позвольте ему самовыражение в оформлении своей комнаты.
Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?
Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.
Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.
Как вернуть доверие подростка?
Проблемы в отношениях с ребёнком? Он вас не слушает, грубит, дерзит, норовит всё сделать по-своему? Хотите изменений? Открытых, искренних, уважительных отношений? Это непросто. Вам придётся потрудиться. Доверие нужно завоевать. Но оно того стоит. Готовы?
Шаг 1. Вспомните, всегда ли у вас были трудности в отношениях?
Если да, то постарайтесь стать другом своему ребёнку, чтобы он научился вам доверять. Другом же вы сможете стать только тогда, когда у вас появится желание помочь своему ребёнку подготовиться ко взрослой жизни. Причём это должно быть не желание показать неправоту ребёнка, а именно желание помочь ему.
Если ваши отношения с ребенком не всегда были такими холодными, как сейчас, то постарайтесь выяснить, где произошёл сбой, что стало причиной и кто в этом виноват. Пусть вас не пугают всевозможные мифы про трудный возраст, про о, что время упущено и былого назад не вернёшь. Это ваш ребёнок, и пока он находится под вашей опекой, вы можете и должны сделать всё от вас зависящее, чтобы научить его делать правильный выбор и нести ответственность за него. Итак, давайте определим, чего же мы хотим от наших отношений с ребёнком.
Шаг 2. Опишите на листе бумаги ваши идеальные отношения с ребенком так, как вы их себе представляете.
Можете разукрасить их разными эмоциями. Пишите всё, что придёт в голову, здесь нет никаких рамок. А теперь ответьте себе на такой вопрос: что вам мешает иметь с ребёнком отношения вашей мечты? Что мешает лично вам? Может быть, у вас нет на него достаточно времени? Что послужило началом отдаления? Помните, что это не случается в один момент! За один раз можно потерять кошелёк, но не доверие ребёнка! Следующий шаг приведёт вас к окончательной победе над любым непониманием.
Шаг 3. Попросите прощения, признайте свои ошибки. Если вы никогда не просили у своих детей прощения, это то самое время, чтобы начать. Оно даёт шанс новому, лучшему, что может быть между вами и ребёнком. Не ждите в ответ ответного покаяния, важно, чтобы ребёнок поверил вашим намерениям. Самое главное, что может произойти с вами в этот момент — это искренняя радость от того, что вы вместе, что можете наконец-то поговорить начистоту и шаг за шагом строить отношения вашей мечты.
Держитесь нового выбранного курса, не повторяйте старых ошибок, и у вас всё получится!
Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Этот английский термин можно перевести на русский язык как «травля», «задирание». Он обозначает длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического или психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку или детям. Мотивацией к нему могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, желание восстановить справедливость, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и другое, вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может быть что угодно (от национальности до внешних данных ребенка): вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей. Преследователи (булли) чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» – кибербуллинг, то есть «травля» с использованием электронных средств коммуникации.
Участниками буллинга могут быть как дети, так и взрослые.
Как узнать, что ребенок стал жертвой школьного буллинга?
Как помочь ребенку, ставшему жертвой школьного буллинга?
Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему:
ЧТО МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА ТО, ЧТО РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ?
В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СИЛЬНОЕ ОТЧАЯНИЕ, ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА, ОН НЕ ВИДИТ ВЫХОДА. ВНИМАНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ!
СИТУАЦИИ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ:
8. Любите своего ребѐнка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, помогая ребѐнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат сво
Вот наконец и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.
Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 15-17 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.
В чем же может состоять ваша помощь и что важно учитывать:
Удачи вам!
Чем станет для ребёнка школа – волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения, - во многом зависит от близких ему людей. Вот некоторые советы, которые, надеемся, пригодятся вам и вашим детям.
1. Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к школе: поощряйте его потребность задавать вопросы. Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
2. Рассказывайте ребёнку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация будет интересна будущему ученику, поможет сформировать у ребёнка чувство сопричастности, гордости за свою школу.
3. Показывайте ребёнку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах.
4. Попытайтесь не обсуждать при ребёнке тему выбора школы и учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога.
5. Сходите вместе с ребёнком в школу, расскажите и покажите, где находится его будущий класс, столовая, актовый зал, туалет. Неизвестность может пугать ребёнка, поэтому такая экскурсия очень важна для него.
6. Во время экскурсии постарайтесь узнать мнение ребёнка о том, что в школе похоже на детский сад, а что – отличается. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
7. Спросите ребёнка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если захочет на уроке в туалет или не сможет найти в раздевалке свою куртку.
8. При возможности познакомьте ребёнка с его будущей учительницей, будущими одноклассниками. Это поможет снизить возможное эмоциональное напряжение, связанное с неизвестным и пугающим предстоящим общением в школе.
9. Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Готовьте ребёнка к тому, что обучение – это труд, а не только праздник. Заверьте ребёнка, что разделите с ним все предстоящие трудности и победы.
10. Не форсируйте события. К нагрузкам, обстановке и новому режиму нужно привыкать постепенно.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
1) Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться:
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат.
Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
Вот и заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю сравним с поступлением в первый класс и справедливо считается кризисным периодом. В первые полгода в школе ребенок проходит период адаптации (как и первоклассники), привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.
Что родителям нужно знать о периоде адаптации к средней школе?
Прежде всего, то, что этот период длится все первое полугодие. Ребенок испытывает не только серьезную учебную нагрузку, но и эмоциональное перенапряжение, что может проявиться:
Особенно силен риск дезадаптации в течение второго месяца обучения, т.е. в октябре, когда накапливается усталость. Если адаптация протекает нормально, то состояние ребенка постепенно нормализуется, и в декабре мы уже можем говорить об успешности адаптации. К сожалению, не все дети проходят этот период легко. Если трудности не исчезли и период адаптации сильно затягивается, стоит обратиться к школьному психологу.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней».
Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.
Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации – это рассогласованность требований разных учителей-предметников. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. и т.д.
Как быть в этом случае?
Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.
Что же делать?
Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми.
Камень 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.
Что же делать?
Камень 5. Еще один серьезный момент, на который стоит обратить внимание – отношения Вашего ребенка с одноклассниками. Именно классный коллектив может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в адаптации Вашего ребенка к пятому классу.
Как быть в этом случае?
Если вы сделаете все возможное для подготовки детей к переходу в пятый класс, то их адаптация к новым условиям обучения пройдет значительно легче. Однако и дальше им будет нужна наша поддержка.
Какую же помощь могут оказать родители в период адаптации?
Желаем успеха!
Уважаемые родители!
В период подготовки и проведения предметных олимпиад и экзаменов увеличивается умственная и физическая нагрузка на вашего ребёнка. Старайтесь создать дома комфортные условия для ребёнка. Тёплые, доброжелательные отношения в семье.
Самая уязвимая группа детей - это дети с ослабленным здоровьем, с неспокойным характером. Дети с хорошей подготовкой и высоким уровнем ответственности находятся в стрессовой ситуации. Особого внимания требуют дети, страдающие хроническими заболеваниями, поскольку стресс обостряет все болезни, снижает иммунитет и способность организма сопротивляться различным заболеваниям.
Для того чтобы помочь своему ребёнку справиться со стрессом, соблюдайте несколько простых правил.
Во-первых, тщательно следите за режимом. Постарайтесь, чтобы ребенок получал полноценное питание и следите, чтобы он не испытывал недостатка в питье, при недостатке жидкости в организме нарушается работа почек, что влияет на общее состояние организма и способность ребенка сосредотачиваться. Причем полезна простая питьевая вода, а не чай или кофе. Если вы заметили, что ваш ребенок зевает над учебниками, не предлагайте ему выпить кофе. Лучше отправьте его спать или прогуляться на свежем воздухе.
До начала олимпиад вместе с ребенком проиграйте все возможные варианты. Научите его справляться с волнением и страхом. Объясните, что не нужно впадать в панику, надо просто расслабиться, успокоиться и подождать несколько минут. Ваше участие поможет ребенку справиться со стрессом, снизит остроту переживаний и в конечном счете сбережет здоровье вам обоим.
Портрет стресса
Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.
Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатраты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.
Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.
Физиологические симптомы:
Эмоциональные симптомы:
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
Поведенческие симптомы:
Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.
Рекомендации по преодолению стресса,
или Что нужно сейчас вашему ребенку
Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).
Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.
Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.
Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.
Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:
— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей
— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.
— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.
— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.
— В любом случае жизнь на этом не останавливается!
Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:
— Ты сможешь справиться с этим заданием.
— Я уверена, ты справишься.
— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.
— Я в тебя верю!
— Будущее сулит тебе только хорошее!
В период подготовки учащихся к экзаменам необходимо усилить внимание к режиму дня. Всякие нарушения его в этот период, когда работоспособность организма после напряженного учебного года уже снижена, приводят к резкому ее падению, что отрицательно сказывается па эффективности занятий. В этот ответственный для школьника период необходимо строго чередовать умственную работу с отдыхом, особенно четко соблюдать правильный режим.
В экзаменационный период особенно строго надо следить за созданием благоприятной внешней обстановки для занятий с соблюдением всех гигиенических требований.
Недопустимо увеличивать часы занятий за счет нарушения других режимных моментов — сокращения сна и прогулок, поспешного приема пищи, так как это вредит здоровью, ведет к утомлению организма в снижает эффективность подготовки к экзаменам.
Родители должны рассказать детям, как правильно распределить учебный материал по дням подготовки к экзаменам, чтобы выделить достаточное время для отдыха в виде пребывания на воздухе и полноценного сна.
Соблюдение правильного режима труда и отдыха в экзаменационный период является лучшей предпосылкой успехов во время экзаменов.
В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
Одной из полноценных и увлекательных форм отдыха являются экскурсии, туризм.
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Памятка для родителей по предупреждению конфликтов:
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска»