НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ
- Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (в актуальной редакции)
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании;
3. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 06.06.2016 № 26) «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих»;
4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53»;
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации);
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 27.07.2017 г. № 94) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ);
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818);
8. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4 (ред. от 26.07.2018 г. № 154) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К АТТЕСТАЦИИ
1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).
2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).
3. ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки посещает руководство гимназии и члены аттестационной комиссии).
5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещало руководство гимназии или члены аттестационной комиссии.)
6. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).
7. САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник).
8. ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).
9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы
10. КОПИИ:
-удостоверения о повышении квалификации за последние три года
-диплома, если высшее учебное заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию без стажа работы).
- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
Вся процедура подготовки к аттестации должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.
Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю до аттестационного собеседования.
Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.
Аттестуемым на заметку
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
С этой целью изучается:
психологическая готовность учителя;
технологическая готовность учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).
Дается оценка:
преподавательской деятельности учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования): знание нормативной правовой документации, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; выполнении государственных программ; оценка качества проведения учебных занятий; интерес учащихся к учебному предмету;
умений учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования) планировать свою деятельность;
деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
работы учителя над повышением своего профессионального уровня (повышение квалификации);
для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.
Порядок проведения аттестации учителя на категорию
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:
посещает учебные и факультативные занятия, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия, проводимые аттестуемым, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (повышение квалификации, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
В рамках аттестации учитель должен:
провести – 1 открытое учебное занятие (факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие);
представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);
на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);
на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в МГИРО, ИПКиПК БГУФК, АПО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.
Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога
(по Глинскому А.А.)
1. Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.
2. Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
3. Профессионально-педагогическая результативность:
Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).
Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях исследовательских работ, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).
4. Профессионально-педагогическая подготовка:
прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
реализация темы по самообразованию;
работа с научно-методической, справочной литературой;
значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
5. Профессионально-педагогическая деятельность:
осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
участие в обще- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.)
6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).