Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.
Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения полученные от родителей, друзей и т.д.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.
Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.
Есть несколько классификация профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
Ч – Ч – труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец,…).
Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.
Ч – Т – предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Ч – П – деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).
Ч – З – объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)
Ч – Х – труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)
Условия выбора профессии
Хочу Могу Надо
Сфера «хочу» - интересы, стремления.
Сфера «могу» - способности, особенности характера.
Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
знать как можно больше профессий;
определиться в своих интересах;
знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
знать региональную структуру потребности в кадрах.
Возможные затруднения при выборе профессии:
слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом
профессий;
неумение оценить свои возможности;
отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.
Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:
Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;
Получить индивидуальную консультацию у психолога;
В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
Выбор профессии «за компанию».
Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
Увлечение только внешней стороной профессии.
Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т. д.).
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.