Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся

Толковый словарь русского языка начала XXI века под редакцией Г. Н. Скляревской даёт такое определение медиаресурсов: медиаресурсы – то же, что средства массовой информации. [1, с. 70]

Термин «средство массовой информации» произошло от французского «moyens d´information de masse» и вошло в употребление в СССР в 1970 году. Термин «массмедиа» произошел с английского «mass media» и является сокращением от «media of mass communication», что в переводе означает «средство массовой коммуникации» (СМК), то есть «связь и общение». [2, с. 407-409]

Весь процесс интеграции СМИ в школьную программу созвучен мнению Роберта Хатчинсона: «Следует помнить, что целью образования является не заполнить сознания ученика фактами… а обучить его мыслить, и, если это возможно, то думать самостоятельно» [3, с. 56].

Эффективное внедрение СМИ в процесс обучения способствует тому, что учащиеся приобретают умения концептуализировать идеи, работать совместно с командой единомышленников, решать всевозможные учебные и жизненные задачи. Учитель, использующий медиаресурсы, получает большую маневренность на уроках, а ученики – возможность изучать язык с помощью привлекательных для них средств.

Современное историко-обществоведческое образование в настоящее время развивается в условиях перехода на компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся метапредметных, предметных, личностных, межличностных, ценностносмысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социальных, в том числе социально-трудовых, информационно-коммуникативных, гражданско-правовых компетенций, компетенций общения. Формирование компетенций у учащихся средствами различных предметов школьного образования – насущная потребность времени. История и обществоведение как раз те предметы, которые формируют у учащихся не только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого когнитивными методами визуализации, социально-гражданские, правовые, исследовательские, ценностносмысловые и другие компетенции. Важными при их формировании являются приемы и методы медиаобразования. Медиаобразовательный потенциал имеют все общеобразовательные предметы. Изучение роли средств массовой коммуникации и их воздействия на общество во время работы с источниками социальной информации разных времён происходит, в первую очередь, на уроках истории и обществоведения. Среди метапредметных результатов обучения истории в учебных программах по данному предмету для 5– классов названо умение учащихся «осуществлять поиск, сбор, обработку разнообразных источников исторической информации».

Медиаграмотность рассматривается как «совокупность навыков и умений, которые позволяют людям находить нужное, анализировать, оценивать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах, а также создавать такие сообщения». Основная задача медиаобразования – «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств и современных информационных технологий». Таким образом, главные составляющие медиаобразования и медиаграмотности связаны с умениями: 1) получить доступ к информации; 2) критически ее осмыслить (проанализировать); 4 3) оценить информацию с точки зрения заложенного в ней послания, необходимости, соответствия ценностям; 4) ответственно и этично пользоваться медиапространством и принимать участие в его создании. Сущность представленного опыта состоит в использовании на занятиях по истории различных медиатекстов, разработке учебных заданий по предмету на основе медиатекстов.

Применение медиаресурсов способствует более быстрому и эффективному процессу освоения знаний. Все это создает положительные условия для развития у обучающихся мышления, воображения, памяти, внимания и восприятия, а также для формирования универсальных учебных действий. При этом учет психологических особенностей обучающихся необходим при отборе любого материала, не только мультимедийного. Упражнения, соответствующие возрасту и интеллектуальным возможностям обучающихся, создадут комфортные для них условия обучения и будут способствовать не только развитию познавательной активности в целом, но и УУД в частности. Медиаресурсы в данном случае будут выступать лишь хорошим подручным средством, помогающим достичь желаемого результата максимально эффективно.

 

1.Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской.— М.: Эксмо, 2006

2.Пиванова, Ю. Е. Важность применения материалов СМИ при обучении иностранному языку /Ю. Е. Пиванова // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 407-409.

  1. Hutchins Robert. The University of Utopia / Robert Maynard Hutchins. Chicago: University of Chicago Press, 2010. 103 p. 2. Sanderson Paul. Usin

 

Форсайт

В настоящее время в Беларуси большое внимание уделяется инновациям в образовании. Для успешного выполнения своих функций сегодня учителю необходимо обладать знаниями, навыками и умениями, позволяющими моделировать учебный процесс на основе целостного системного подхода к образованию, знать последние достижения в методической науке и уметь применять их на практике, используя инновационные образовательные технологии.

Технология форсайта (от англ. foresigtht – предвидение) предполагает создание образа будущего через различные действия, ориентированные на мышление, обсуждение и позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития образования. Впервые долгосрочными прогнозами занялись в Японии в 1970-х гг. В Великобритании форсайт-программа началась в 1993 г. с большого Delphi-исследования, посвященного 16 различным технологическим сферам, которые рассматривались как ключевые для развития экономики страны. Сегодня форсайт-исследования применяются в развитых странах, таких как Германия, Франция, Великобритания, США.

При использовании этой технологии учитель может преследовать такие цели, как:

1) разобраться в том, что затрудняет развитие данной проблемы; 2) помочь спрогнозировать развитие проблемы в перспективе; 3) понять, какое направление востребовано сейчас, а какие – в будущем; 4) изучить методы, которые помогут в решении этой проблемы; 5) выделить приоритеты в современных исследованиях на основе базовых сценариев.

Форсайт прежде всего направлен на совместную работу в коллективе, один человек не в силах рассмотреть проблемы с разных аспектов, обязательно нужно учитывать разные мнения. Участники коллектива в обязательном порядке должны разработать карту будущего, которая направлена не на местную установку, а на перспективу. После карты обязательны ставки участников, без этого не обходится ни один форсайт. К концу совместной работы происходит проверка реальностью, и, если что-то не соответствует ставкам, корректировка идёт «на ходу».

Методисты предлагают реализовать форсайт следующими способами: при помощи процесса, он позволяет пополнять и развивать разную стратегию; при помощи сессии, когда происходит прямой контакт с участниками на сессии; при помощи проекта, который представляется собой цикл событий и воспроизводится при помощи различных технологий.

Базовая методология использования форсайт технологии включает четыре уровня деятельности учителя: настоящее (высказывания участников, модерация); будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т. д.); планирование (стратегический анализ, определение приоритетов); нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастие участников форсайта).

Анализ мероприятий с использованием форсайт технологии показывает, что чаще всего используются такие методы как анализ взаимных воздействий, глобальных трендов, морфологический и мультикритериальный анализ, библиографический анализ, игры, испытания, метод Дельфи, дерево целей, моделирование и симуляции, мозговые штурмы, сценирование и обратное сценирование, общественные панели, разработки будущего, сканирование среды, экспертные панели, экстарполяция трендов, СВОТ –анализ и др.

Учитель при реализации форсайт технологии необходимо придерживаться базовых принципов форсайта: будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать; будущее имеет разные варианты и не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров; есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Таким образом, использование форсайт технологии позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития проблемы. Важным также является и то, что устанавливаются неформальные взаимосвязи между участниками, создаётся единое представление о ситуации.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Форсайт - это процесс, который включает в себя три стадии:

§  Создание образа вероятного будущего

§  Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".

§  Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться.

Зачем нужен форсайт в образовании?

§  Чтобы понять, что мешает развитию образовательной организации.

§  Прогнозировать развитие организации на перспективу.

§  Понять, какие образовательные услуги востребованы в настоящее время, а какие – в будущем.

§  Узнать, что делать, для получения конкурентного преимущества.

Форсайт это:

§  Совместная работа (авторы - всегда несколько человек).

§  Карта будущего (не директива, а перспектива).

§  Ставки участников (вероятность наступления события оценивают несколько человек).

§  Проверка реальностью (корректировка "на ходу").

         Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени. Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.

Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа.

Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они: 1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую; 2) они делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются и рисуется общая карта.

Роли на форсайте:

1. Участники

2. Ведущий: предварительно проектирует процесс, собирает информацию и анализирует требования, держит участников в "рамках будущего", инструктирует модераторов и участников

3. Модератор: ведет процесс, управляет коммуникацией, управляет содержанием

4. Команда поддержки.

Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).

Терминология форсайта:

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений. 

При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).

Виды реализации форсайтов:

§  Сессия - участники встречаются и обсуждают желаемое будущее. Формируют общее видение, или хотя бы договариваются, что необходимо встречаться дальше, чтобы от диалога и обмена мнениями перейти к конкретным решениям.

§  Проект - цикл событий, в котором есть часть форсайт технологий. Результатом может быть "дорожная карта", с которой все согласны. Осталось спланировать ресурсы и сроки на "Сессии стратегического планирования".

§  Процесс - полноценный форсайт как процесс, который предшествует, дополняет и развивает любую стратегию. Стратегия возникает из форсайта, и является его результатом.

Пример форсайт-сессии

Первый день

§  Определяются наиболее яркие идеи развития. Идеи согласуются и накладываются на карту времени

§  Участники в малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий в виде моделей

§  Группы тестируют полученные модели на результативность.

§  Модели располагаются на карте времени.

§  Участники презентуют свои результаты.

Второй день

§  Группы работают с заказчиками услуг и составляют таблицу их существующих и будущих потребностей.

§  Проводится круговой линч результатов, по методике оценки венчурных проектов (команды внимательно слушают ораторов, записываются вопросы-уточнения и другие пометки по выступлениям ораторов, ораторы отвечают на вопросы).

Третий день

§  Участники работают с политиками, ожиданиями и законодательными изменениями.

§  Сведение групповых карт в общую карту времени. Финальная презентация.

Карта времени

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов. 

Качели времени

Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:

1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; совместное употребление витаминки, кусочка сахара или простой воды; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.

2. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам. 3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения. 

Метод "Линия Времени"  (стратегия творчества Уолта Диснея)

1. Возьмите ручку и бумагу. Начертите на листе отрезок. Левый конец отрезка сегодняшнее число, правый конец – дата достижения цели (нужно поставить конкретную дату).

2. Представьте, что вы уже находитесь в точке, когда цель достигнута. Ощутите всем телом, что на календаре уже то самое число и у вас все получилось на отлично. Опишите, что вы видите. Тезисно записывайте свои мысли рядом с правым концом отрезка. Что вы видите? Что вас окружает? Что за люди рядом с вами? Что вам говорят? Что вы себе говорите? Как вы себя чувствуете, когда цель достигнута. Опишите как можно больше деталей.

3. Теперь вам необходимо выйти в состояние диссоциации, т.е. посмотреть на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними? Самыми большими мазками. Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка… Отметьте эти этапы на линии времени черточками и также поставьте для них даты. Если этапы не придумываются, можете просто поделить свою линию пополам и поставить число, соответствующее половине пути.

4. Снова ассоциация. Но на этот раз ассоциируемся с одним из выбранных этапов. Представьте, что половина пути пройдена (или построен фундамент дома). Посмотрите вокруг, что вы видите? Что уже сделано? На что важно обратить внимание на этом этапе? Что важно сделать в первую очередь. Свои мысли также фиксируйте тезисно.

5. Дальше продолжаем чередовать ассоциацию и диссоциацию: погружаемся и визуализируем каждый этап, а потом выходим из картинки и смотрим на свой план целиком. Постепенно начнут вырисовываться приоритеты и важные дела, про которые вы забыли или они пока не приходили вам в голову, но от которых зависит успех всего мероприятия.

Начинать путь ассоциация/диссоциация по этапам можно как от текущей даты, так и от конечной точки – как вам удобнее. Закончив свое путешествие по линии времени, вернитесь в сегодняшний момент (левый конец отрезка) и выберите, что станет вашим самым первым шагом прямо сегодня. Этот путь – не предсказания оракула, это один из возможных вариантов развития событий, который помогает вам сориентироваться и сделать нужные шаги в настоящий момент. Вам никто не мешает менять свой план и свою линию времени, если это сделает достижение конечной цели более быстрым и простым.

Нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и взаимодействия участников форсайта). 

 

Форсайт технология на уроке истории.

Креативный проект интеллектуально – творческой форсайт - игры: «Качели времени» (закладывается первое понятие о карте времени (дорожной карте). Любое историческое событие мы рассматриваем в обратном порядке. От настоящего – к прошлому. Он помогает ребенку стать участником диалога на историческую тему, провоцирует его искать доказательства для своих исторических суждений. Развитию аналитических навыков и навыков критического мышления оптимально способствует форсайт – прием: «риски» и «возможности». История дает нам достаточно материала, чтобы подумать, какие риски лежали в основе событий, какими возможностями обладали исторические деятели, и как сочетание рисков и возможностей повлияло на исторический процесс. От исторического анализа переходим к моделированию будущего. Строим «Дерево целей» для достижения этого будущего, рассматриваем риски и возможности предполагаемых событий. На этом этапе ребята намечают пути достижения наиболее значимой личной цели: чаще всего это цель – успешно сдать ЦТ. Вместе разрабатываем план и осмысленно идем к этой цели.

Заключительная ступень форсайта, схематично выстраивается в следующую логическую цепочку: от будущего (фантазии) – к прошлому, фактам и закономерностям – к сегодня (личному опыту) – и к планируемому будущему. Мы создаем дорожные карты будущего для общества в целом, группы или лично для себя. Например, на уроке обществознания по теме «Деятельность – способ существования людей» мы создадим перспективную дорожную карту «От школы к будущей профессии». Изучая тему «Экономическая культура», каждый ученик работает над построением индивидуальной дорожной карты «Моя финансовая грамотность».

Самое время для вопроса: помогает ли форсайт-технология ученикам? Сравнительный анализ результатов показывает увеличение количества учеников сдающих экзамен, повышение качества результатов, а также повышение результативности участия в предметных конкурсах и олимпиадах.

Форсайт-технология на уроках физики способствует созданию условий для образовательного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе освоения культуры работы с будущим (futures thinking) и принципов форсайт-грамотности, с учетом экспертной информации в области научно-технологического и инновационного развития общества и личного опыта проектной, исследовательской, конструкторской деятельности участников. Ядром этой работы являются образовательные события, организованные в виде переговорных площадок, проективных игр, экспертных обсуждений, дискуссий и дебатов, где в совместной командной работе, в переговорах между участниками и экспертами происходит постепенное понимание того, каким «может быть будущее» и что с этим можно делать, как влиять на его изменение. В результате участники развивают свой опыт и компетенции, связанные с формированием образов будущего и проективных типов мышления и деятельности.

Результатом работы старшеклассников в форсайт лаборатории является разработка версий собственных профессиональных и образовательных траекторий как основы принятия личных решений для построения индивидуальных образовательных программ.

Уважаемые коллеги, мы представили для Вас материал по форсайт-технологии. Изучив эти материалы и другие, которые представлены в педагогической литературе, Вы можете попробовать применить форсайт-технологии на уроках истории и физики. На заключительном РМО мы сможем провести анкетирование и обмен опытом.

Районное методическое объединение учителей физики и астрономии учреждений общего среднего образования Октябрьского района г. Минска

План проведения заседания районного методического объединения учителей истории и обществоведения учреждений общего среднего образования Октябрьского района

Полезные советы для эффективной рабочей деятельности

• Будьте спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
• Имейте индивидуальный стиль и старайтесь, чтобы один урок не был похож на другой.
• Держите дисциплину на интересе к своему предмету, справляйтесь с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселяйте в учеников оптимизм.
• Вырабатывайте красивый голос, не бубните себе под нос, но и не возбуждайтесь от своего предмета чрезмерно.
• Своевременно проявляйте чувство юмора. Улыбайтесь, шутите, радуйтесь, передавайте ученикам положительные эмоции.
• Одевайтесь красиво, по возможности со вкусом.
• Иногда уклоняйтесь от темы, прерывайте ее интересными фактами.
• Проводите контрольные работы в интересной для учеников форме.
• Не спрашивайте постоянно одних и тех же.
• Придерживайтесь стиля обучения на равных.
• Думайте о количестве д/з.
• Специально задумывайтесь, как предоставить ученику шанс исправить отметку.

Индивидуальна образовательная траектория

Организация совместной работы учащегося и преподавателя
поделиться в: