НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

  1. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением     Министерства     образования   Республики   Беларусь   от 22.08.2012 № 101 (в актуальной редакции)

     2. Кодекс Республики Беларусь об образовании;

     3. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 06.06.2016 № 26) «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих»;

   4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001  г. № 53»;

    5. Постановление   Совета   Министров   Республики   Беларусь   от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации);

    6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 27.07.2017 г. № 94) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности         и квалификации» (далее – ОКРБ);

    7. Постановление   Совета   Министров   Республики         Беларусь   от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818);

     8. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4 (ред. от 26.07.2018 г. № 154) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА  К АТТЕСТАЦИИ         

 1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме). 

2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).

 3. ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ  

4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки  посещает руководство гимназии и члены аттестационной комиссии).

 5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещало руководство гимназии или члены аттестационной комиссии.)

 6.  ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).

 7.  САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник). 

 8.  ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).

 9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы

 10.  КОПИИ:

-удостоверения о повышении квалификации за последние три года

-диплома, если высшее учебное  заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию без стажа работы).

- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

 Вся процедура подготовки к аттестации  должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.

 Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю  до аттестационного собеседования.

Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию  подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.

Аттестуемым на заметку

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

психологическая готовность учителя;

технологическая готовность учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

преподавательской деятельности учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования): знание нормативной правовой документации, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; выполнении государственных программ; оценка качества проведения учебных занятий; интерес учащихся к учебному предмету;

умений учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования) планировать свою деятельность;

деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;

работы учителя над повышением своего профессионального уровня (повышение квалификации);

для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

посещает учебные и факультативные занятия, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия, проводимые аттестуемым, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;

анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;

анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (повышение квалификации, методическая, инновационная деятельность, самообразование);

проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.

проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

провести – 1 открытое учебное занятие (факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие);

представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);

на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);

на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в МГИРО, ИПКиПК БГУФК, АПО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога

(по Глинскому А.А.)

1.     Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

2.     Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации  содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

3.     Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях исследовательских работ, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

4.     Профессионально-педагогическая подготовка:

   прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

    участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

       реализация темы по самообразованию;

       работа с научно-методической, справочной литературой;

       значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

5.     Профессионально-педагогическая деятельность:

  осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

     дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

  участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

    участие в обще-  и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

    совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

  руководство  процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество,  проведение  мастер-класса  и др.)

6.  Вывод: какие результаты достигнуты  и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание  и направления деятельности).

поделиться в: