Выступление перед педагогами оперуполномоченного отдела по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД администрации Октябрьского района г. Минска.
23 ноября 2022 г. в ГУО «ГИМНАЗИЯ №56 г. Минска» перед педагогами выступил Мальчевский Павел Аркадьевич, оперуполномоченный отдела по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД администрации Октябрьского района г. Минска
Предупреждение и профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних — одна из основных задач для родителей, сотрудников ОВД, педагогов учреждений образования.
Последствия половых посягательств осложняются особенностями психологии ребенка. Дети и подростки зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними совершено насилие, либо намеренно скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны взрослых.
К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст. 166 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК) и др.
Профилактике данной категории преступлений уделяется особое внимание. Особую озабоченность вызывают преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних. Квалификацией содеянного по ст. 168 УК охватываются половые сношения или другие действия сексуального характера в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего). Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию являются уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста.
Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст. 168 УК Республики Беларусь. При этом субъектом данного преступления может быть лицо любого пола, достигшее 18-летнего возраста, ему должно быть известно о возрасте потерпевшей (потерпевшего). Санкция данной статьи предусматривает два вида наказания — ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения (ст. 26 УПК), т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон. Таким образом, даже заключение брака не является основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Как обнаружить, и, главное, что делать, если ваш ребёнок столкнулся с сексуальным насилием. Для начала нужно понимать, что сексуальное насилие может включать в себя физический контакт насильника с ребёнком, а может, и нет. Это важно, так как даже в случае контакта, ребёнок не всегда чётко понимает, что с ним делают, а в случае, когда к нему никто не прикасался, вообще не сможет внятно сформулировать что же не так. Но, так или иначе, поведение ребёнка изменится и вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что некто совершил сексуальное насилие над ребёнком.
Дети гораздо чаще показывают, что что-то не то, нежели прямо говорят.
- Если ребёнок маленький, он может начать играть странным образом: — Демонстрировать то, что совершали с ним на игрушке, трогать её за "гениталии", имитировать сексуальный контакт с игрушками, бить их. Использовать странную лексику, связанную с сексом, в игре. — Всё то же самое он может делать в игре с другими детьми или в одиночестве. — Может начать демонстрировать гениталии чужим людям, вести себя по-взрослому, призывно, сексуально явно не по возрасту. 2. Ребёнок стал очень скрытным и тихим, замкнутым. 3. Ребёнок отказывается играть с другими детьми. 4. Может регрессировать к более детским формам поведения. Начать сосать пальцы, соску, стоит насторожиться, если, вдруг вернулось или впервые возникло ночное недержание мочи. 5. Изменился характер: ребёнок стал агрессивным, начал набрасываться на других взрослых, детей, животных, закатывать истерики. Испытывать необъяснимые перепады настроения. 6. Ночные кошмары, проблемы со сном. 7. Изменения аппетита. 8. Ребёнок рассказывает о новом взрослом друге, у него вдруг появляются новые игрушки, деньги. 9. В речи появились новые слова, которые он не мог услышать дома или в саду/школе. 10. Ребёнок не может отпустить вас, хотя раньше с этим не было проблем. 11. Не хочет оставаться с кем-то из членов семьи, знакомых, друзей, хотя раньше оставался с этим человеком. Или не хочет оставаться в каком-то месте. На кружке, в школе, в музыкальной школе. 12. Стал агрессивным по отношению к себе. Бьёт себя, режет, колет острыми предметами и т.д. 13. Есть физические признаки. Он жалуется на боль в области гениталий, во время испражнения, мочеиспускания. Следы крови на нижнем белье, одежде. Синяки и/или кровотечения в неожиданных местах: вокруг рта, гениталий.
Что же делать, если вы обнаружили что-то подобное у своего ребёнка?
Ни в коем случае не паниковать. Сейчас, как никогда ребёнку нужен рядом спокойный уверенный надёжный взрослый, который может его защитить, а не родители, бьющиеся в истерике, которым нужна помощь и которые не в состоянии предпринять взрослых шагов.
Если всё это связано с физическими повреждениями, то первое, что нужно сделать — показать ребёнка врачу и оказать первую помощь. Затем всё остальное.
Если столь явных признаков нет, вот, что можно предпринять для начала.
- Постарайтесь поговорить с малышом. Для этого обязательно создайте спокойную обстановку, не врывайтесь к нему среди ночи, не отрывайте от его дел. Выберите время, спокойно и доброжелательно один на один, без посторонних поговорите с ним. Если ребёнок очень маленький, предложите порисовать, поиграть, как говорили выше, дети чаще показывают, что произошло.
ВАЖНО: не шутите, не пытайтесь это обесценить, хотя вам очень непросто. Если вы понимаете, что не сможете спокойно провести разговор, что можете сорваться и выдать абсолютно понятную, но пугающую ребёнка реакцию, найдите того, кому можете доверять: психологически устойчивый член семьи, близкий малышу, или детский психолог, специализирующийся на этом, и поручите этот разговор данному человеку.
- Спросите ребёнка, не прикасался ли кто-нибудь к нему и к его гениталиям неуместным образом. Не показывал ли ему картинки с голыми людьми, людьми, занимающимися непонятными для ребёнка вещами. Помните — не всегда насилие связано с физическим контактом, и не всегда физический контакт причиняет ребёнку боль. Поэтому ваши вопросы: "Тебя кто-то обидел? Причинил тебе боль? Сделал тебе плохо?" могут просто быть не поняты ребёнком. 3. Если вы заметили, что ребёнок избегает конкретного взрослого, или определённого места, спросите его об этом. Расскажите, что вы это заметили, что обратили внимание, на то, что его поведение изменилось, что он стал агрессивным, вспыльчивым или замкнутым. И спросите, с чем это может быть связано. 4. Возможно, насильник запугал ребёнка и приказал держать всё в секрете. Постарайтесь мягко убедить его, в том, что вам можно и нужно рассказывать все секреты. Что вы защитите его, и что ему ничего не угрожает, если он раскроет тайну. 5. Действуйте в соответствии с тем, что вам рассказал ребёнок.
Если в процессе разговора ваши подозрения подтвердились:
— Оградите ребёнка от насильника. Только примерно в 10% случаях — это незнакомец. В подавляющем большинстве — это члены семьи, знакомые, друзья, учителя. Те, с кем у ребёнка есть контакт. В настоящее время участились случаи знакомства насильников с ребёнком через интернет. — Вызовите полицию, напишите заявление. — Если вы обнаружили физические повреждения — отведите ребёнка к врачу незамедлительно. Это то, что нужно сделать в первую очередь. Если нет явных повреждений, а факт насилия подтверждён, всё равно обратитесь к врачу, раны могут быть скрытыми. — Обратитесь к психологу. В первую очередь к детскому. Насилие никогда не проходит бесследно. Но если рядом надёжный взрослый, и вовремя была оказана психологическая помощь, последствия можно свести к минимуму. — Обратитесь к психологу сами. Для родителя это не меньшая травма, и с этим важно работать, в том числе для того, чтобы быть надёжной опорой своему ребёнку в такой тяжёлой ситуации, не разваливаться и оставаться устойчивым.
Адаптация 10-х классов
Психолого-педагогические проблемы адаптации старшеклассников
Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Адаптация - целостный, системный процесс, взаимодействия человека с природной и социальной средой. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.
Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Каковы признаки успешной адаптации?
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Очень важно вселять в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.
- Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. В таких случаях лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Какие особенности характерны для старшеклассников?
Если ребенок просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.
Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Если это так, необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь углубить старшекласснику свои знания в ней.
Другой особенностью части старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей не всегда задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерный акцент на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Педагогам и родителям следует пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Полезными для будущего ребёнка должны стать сформированные навыки работы в сети Интернет, знакомство с информационными технологиями.
Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход взрослым зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Общеизвестно: мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся десятых классов
В наших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе.
- Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
- В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому взрослые должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
- Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В наших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
- Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
- Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.
Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.
Первый раз в первый класс
«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
(Советы учителю по адаптации первоклассников)
Адаптации детей к школе
Психологами выделено 3 уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень
- обучающийся положительно относится к коле, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;
- внимательно слушает учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам);
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
- обучающийся положительно относится к коле, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;
- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;
- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;
- школьный материал усваивает фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; в школе имеет мало друзей.
Методические рекомендации
- Перед началом первого урока проводите с классом комплекс утренней гимнастики. Такое мероприятие нормализует физиологические процессы школьника и подготовит его к новому школьному дню со своими сложностями и трудностями.
- Не забывайте регулярно проветривать класс: в душном помещении работоспособность значительно понижается.
- Организовывайте на переменах активный отдых детей, включайте в него подвижные игры. Отдыхая, дети не должны сильно возбуждаться.
- Не забывайте проводить на уроках физкультминутки, так как они позволяют отвлечься от работы и повысить работоспособность. Ведь известно, что дети познавательно активны всего 15 – 20 минут.
- Делайте частую смену деятельности на уроке: дети не должны переутомляться, занимаясь одной и той же деятельностью.
- Не давайте задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений. Отводите больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью.
- Используйте в системе уроков такие типы уроков, как урок-игра, путешествие, экскурсия и прочее. Учитель должен подстегивать интерес школьников, увлеченность и желание работать.
- Не забывайте включать в этапы урока этап рефлексии, на котором происходит формирование самооценки первоклассника.
- Помогите детям организовать свою деятельность. Начинайте каждый урок с организации рабочего места. Четко давайте инструкции, разбивая их выполнение на несколько последовательных этапов.
- Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
- Чаще хвалите учеников за хорошее поведение.
- Управляйте своим голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе.
- Напротив, повышенный энтузиазм учителя, может расшевелить учеников и повысить их интерес.
- Помните, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Используйте игровые психологические приемы, которые помогут создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволят детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
- Улыбайтесь детям чаще. Сделайте себя другом и наставником каждого малыша.
- Выстраивая позитивные взаимоотношения с детьми, не забывайте о похвале. Ориентируете себя и детей на их личный успех, ободряйте детей.
- Постарайтесь организовать личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
- Включайте детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
- Обеспечьте дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (леворукие, с синдром гиперактивности, застенчивые, медлительные и др.).
Рекомендации по работе с 5 классами
Рекомендация педагогам-предметникам по организации учебного процесса
в 5-х классах
Уважаемые учителя, помните, что при работе с учащимися 5 классов, пришедших к нам из начальных классов, обязательно необходимо:
- Формировать интерес к своему предмету через использование в максимально возможной степени нетрадиционных форм проведения урока, их вариативность, использовать занимательный материал, ориентированный на социально и практически значимый результат.
- Активизировать мыслительную деятельность подростков на уроке при помощи проблемных ситуаций, наводящих вопросов, индивидуальных заданий.
- Необходимо дублировать информацию (слуховая и зрительные формы, делать смысловые акценты); предлагать детям повторять своими словами задание, объяснять его другим, просить описывать ситуации, организовывать обсуждения, когда дети должны понять друг друга; структурировать материал, давать образы и ключевые понятия.
- Создавать условия для переживания школьниками ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций через использование индивидуальных дифференцированных заданий, групповых форм работы на уроке.
- Придерживаться доброжелательно-строгого стиля общения с учащимися, дифференцированно реагировать на случаи нарушения дисциплины в классе (в зависимости от причины).
- Соблюдать единство требований при организации всех этапов урока, оценивании учащихся. Необходимо делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.
- Строго отслеживать дозировку заданий на дом.
- Особое внимание обратить на уроки обобщения и систематизации учебного материала.
- Осуществлять систематический контроль знаний учащихся, не забывать выставлять оценки в дневники учеников.
- Проведение четкого разделения между оценкой учебной деятельности, оценкой личности и оценкой поступков учащихся.
- Обязательная похвала, независимо от того, демонстрирует ученик свои знания или только смотрел и слушал.
- Педагогам обязательно сотрудничать с психологом и классным руководителем в решении школьных проблем ребенка.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
Рекомендации
классным руководителям
5-х классов
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
- На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
- Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
- Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
- Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
- Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
- Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Советы по профилактике эмоционального выгорания педагога.
1. Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя!
2. Работайте умнее. (Назначать заранее часы консультаций с родителями, часы пересдачи)
3. Учитесь управлять собственным временем! Распределяйте количество времени на какое-либо дело! Расставляйте приоритеты! Оставляйте время на здоровье и отдых!
4. Создавайте максимально комфортные условия труда! (Удобная обувь, кофе и чай – паузы, проветривание помещения, любимая музыка)
5. Систематизируйте работу!
6. Планируйте карьеру!
7. Работа должна быть по душе!
8. Во всём ищите позитив!
9. Планируйте отдых!
10. Для отдыха и здоровья оставляйте как минимум 1 день в неделю!
11. Долой синдром отличника!
12. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
13. Боритесь со скукой! Проводите творческие уроки!
14. Очень важна поддержка семьи и друзей!
Причины вашей усталости и как ее преодолеть.
Ученые сделали потрясающее и очень важное открытие: умственная деятельность сама по себе не утомляет человека. Оказалось, что кровь, курсирующая через мозг в момент его активного состояния, не фиксирует его утомления! Если взять кровь из вены рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, то при анализе в ней будет обнаружено большое количество токсинов усталости. Но если взять каплю крови, предположим, из мозга Альберта Эйнштейна, в ней вы не найдете токсинов усталости даже в конце дня…. Так почему же мы устаем?
Многие врачи считают, что усталость – результат перегрузок психического и эмоционального состояния. И это действительно так, мы с вами устаем от того, что наши отрицательные эмоции вызывают нервное напряжение и даже перенапряжение организма.
Как же бороться с психологической усталостью? Расслабляйтесь! Расслабляйтесь! Научитесь расслабляться, когда вы выполняете свою работу!
- Проверяйте свое состояние четыре, пять раз в день и говорите себе: «Не переутомляюсь ли я, выполняя эту работу? Не напрягаю ли я те мышцы, которые не имеют никакого отношения к моей работе? Это поможет вам выработать привычку расслабляться.
- Для многих людей эффективным способом снятия змоционального напряжения является разговор. Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства рисование, сочинение стихов, песен, рассказов, прослушивание музыки и т.д..
- Хорошей профилактикой от стресса является активизация чувства юмора (ирония, улыбка, смех со совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.
- Работая, примите удобное для вас положение. Помните, это напряжение тела вызывает боль в плечах и нервную усталость.
- Проконтролируйте себя в конце дня, мысленно спросив себя: «Насколько я устал? Если я устал, то это не от умственной работы, а от того, как я ее выполняю».
Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации у учащихся
- Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обуфения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие “подкрепления”, которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
3. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или “слишком легкой”, или “слишком трудной”.
4. Как помочь ученику выйти из состояния “выученной беспомощности”.
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — “выученная беспомощность”.
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
- Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
6. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
7. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия “учитель — лидер” на атмосферу в классе.
Памятка начинающему учителю
• Будьте спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
• Имейте индивидуальный стиль и старайтесь, чтобы один урок не был похож на другой.
• Держите дисциплину на интересе к своему предмету, справляйтесь с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселяйте в учеников оптимизм.
• Вырабатывайте красивый голос, не бубните себе под нос, но и не возбуждайтесь от своего предмета чрезмерно.
• Своевременно проявляйте чувство юмора. Улыбайтесь, шутите, радуйтесь, передавайте ученикам положительные эмоции.
• Одевайтесь красиво, по возможности со вкусом.
• Иногда уклоняйтесь от темы, прерывайте ее интересными фактами.
• Проводите контрольные работы в интересной для учеников форме.
• Не спрашивайте постоянно одних и тех же.
• Придерживайтесь стиля обучения на равных.
• Думайте о количестве д/з.
• Специально задумывайтесь, как предоставить ученику шанс исправить отметку.
Советы учителям по работе с одаренными детьми
Учитель должен быть:
- непременно талантливым;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть передовыми педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать по специальному учебному плану;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
- регулировать и улаживать конфликты;
- уменьшать стрессы учащихся.