Как подготовить современный урок
Урок – главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определятся уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своими замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Итак,
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначит для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
- Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
- Упорядочить учебные задания в соответствие с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
- Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним слом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
- Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, также показать подлинный интерес учителя к работе.
- Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
- Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
- Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
- Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
- Изучите методические пособия к проведению урока.
- Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
- Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть – урок подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологию
- Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на уроке.
- Все ли Вами отработано из повторения для более глубокого изучения и усвоения нового материала.
- В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока. Это будет Вашим творчеством.
- Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
- Пусть ориентиром для Вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
- Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашнего задания учеником.
- Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить их ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого и не добиться глубоких и прочных знаний.
- Подумайте, что завтрашние занятия будут связаны со всей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он звено всего учебного и воспитательного процесса.